главная

о нас

поэзия

проза

песни

живопись

фото

наука

журналистика

библиотека

 

 

 

*           Всем! Всем! Всем! Грядёт 40-летие физтеха. Выпускники, студенты нынешние и бывшие, толстые академики и худые кандидаты, пишущие, рисующие, поющие и сочиняющие. Есть глобальная идея: сделать ещё одну такую… Нет, не такую. Куда более лучшую книжку! На этот раз у нас будет больше времени, средств и материала! Всем! Зарегистрируйтесь на этом сайте и в мае 2006 года вы можете увидеть своё имя и произведение в сборнике, посвящённом 40-летию физтеха.

Владимир Терещенко ФЛ-82 (набор 1998 г)

 

 

ВОСТОК И ЗАПАД - ВСТРЕЧА ДВУХ КУЛЬТУР

 

(Тезисы доклада, получившего 1 место на СНТК-2001 в секции "Культурология")

 

Объективный анализ современной жизни показывает, что, несмотря на господство интеллекта в нашем  веке научно-технической революции, он не помог обрести человеку счастье и умиротворенность. Лозунг дня «Все во имя человека» без определения глобальной цели, без учета законов и механизмов сохранения равновесия, оказывается несостоятельным, подтверждая мудрое утверждение древних «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

В погоне за материальным человек теряет чувство меры в потреблении, утрачивает индивидуальную душу, а потеряв собственную, имеет дело с бездушным миром. Поэтому важно и жизненно необходимо осознать, разобраться в том, что творится с нашим   безумным миром, а главное, что творится внутри каждого из нас.

Облегчить задачу в решении поставленной проблемы нам помогут древние учения Запада и Востока. Сопоставление мировоззренческих устоев, а вследствие этого, расхождения в развитии двух цивилизаций в разные стороны, даст ответы на мучавшие нас извечные вопросы. Здесь уместно вспомнить известное изречение: «Без прошлого не понять настоящего, не предугадать будущего».

Восток и Запад, Греция и Китай - вот два знаменательных явления, повлиявших на ход развития всего позднего мира.

В силу запоздалости, греки находились на стадии, которую миновали китайцы. Как всякая вторичная цивилизация, получившая готовую культуру и знания у древних народов, греки чувствовали себя на земле уверенно, испытывая страх разве что перед Хаосом. Никто не мешал им уверовать в богоподобие человека. Богоподобному все дозволено, все доступно, и греки ощутили себя властелинами земли, опираясь на силу власти.

«Разделяй и властвуй» - провозгласили наследники греков - римляне.

Если греки шли от Земли, то китайцы от Неба. В отличие от Гераклита, согласно которому "Борьба -  отец всего, всему миру царь", китайские мудрецы считали, что все зависит от воли Неба. Конфуций сказал: «Не зная воли Неба,  нельзя стать настоящим человеком. Нельзя роптать на Небо, противиться ему, пытаясь изменить ход событий, ибо Небо всегда поступает по справедливости». Здесь мы видим, что в отличие от греческого, китайский менталитет занимает  выжидательную и терпеливую позицию, не пытаясь что-то изменить своими силами, отказывается от борьбы. «Небо ниспосылает знаки, совершенный мудрец берет их за образец». Эта ключевая идея и явилась формообразующим началом китайской культуры.

У греков же допускалось господство одного над другим, что предопределило тип мышления и парадигму западной цивилизации. Ведь вставший на путь борьбы не может остановиться, пока не пройдет его целиком, поэтому победитель всегда побежденный.     Греки, страшась разрушительной силы Хаоса, стремились восстать против Небытия, переделать мир.                                                   

В Китае же не было страха перед Небытием. Было доверие к прошлому и будущему. Как говорил Конфуций: "Все возвращается на круги своя". В противоположность грекам, китайцы дорожили связью с Единым. Нет того, с чем нужно бороться, что нужно преодолевать, кроме собственного несовершенства. В представлении китайцев был изначален не Хаос, а Порядок, Небесный закон, Гармония. В природе все чередуется, но не противоборствует. Отпавший же от Бытия человек приходит мало помалу к умозаключению: все дозволено, ничего святого, а потом к отчаянию и нигилизму. Неведение, незнание законов Бытия приводит к разбалансировке всех связей, к дисгармонии мира, а творится все это непросвещенным умом.

Ф.Ницше, В.Соловьев, Н.Бердяев, Ф.Достоевский страшились безбожной цивилизации, страшились прихода Антихриста, как воплощения мирового зла. Но что порождает Антихриста? Он является тогда, когда души готовы его принять, призывают к себе. Значит, Антихрист им нужен. В состоянии душевной слабости бездуховные люди сами притягивают губителя. Потому и говорится: начни с себя, загляни в собственную душу. Все вещи порочны, когда порочен ум, и все вещи чисты, когда чист ум.

Особо следует упомянуть и о роли России. Философско-религиозное учение, возникшее в России, всколыхнуло духовную жизнь Европы и определило поворот западной мысли (а также литературы, музыки, живописи ) в сторону человека.

«Мы русский Восток – заключает Н.Бердяев. – Поэтому кругозор русской мысли должен быть шире, для нее виднее дали». Философия истории всегда была основным интересом русской мысли, начиная с Чаадаева. В ней сталкиваются два потока всемирной истории, восточной и западной. В России скрыта тайна, которую мы сами не можем вполне разгадать. Но тайна эта связана с разрешением какой-то темы всемирной истории. Час наш еще не настал. Он будет связан с кризисом европейской культуры.

"Восток" и "Запад" присущи каждому. Встреча двух сторон единого Бытия и даст новое качество жизни – Цельного Человека. Потому и потянулись Запад к Востоку, Восток к Западу, чтобы уравновесить крайности. И они встретятся, когда эти крайности уравновесятся в самом человеке, ибо в нем все.

 

главная | о нас | поэзия | проза | песни | живопись | фото | наука | журналистика | библиотека

 

Рисунки, статьи, литературные, художественные произведения и прочие материалы сайта НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ без согласия автора или же издателя (создателя сайта «Физ-Тех-Овцы»).

 

© Макс Квант, 2005

Hosted by uCoz